Обновление содержания образования.

Технология деятельностного обучения в профильной школе.

Красова Ирина Евгеньевна

заместитель директора по экспериментальной работе

ГОУ Центр образования №1424

По образному выражению А. Г. Асмолова, компетенции – это «знания в действии», но  деятельность не может быть эффективной, если не имеет системного характера, и не опираются на фундаментальные знания. 

 Проблема, по обновлению содержания образования в предметных областях особенно остро ощущается при формировании профилей в старшей школе, в которой модульное устройство содержания образования является обязательным и необходимым условием для успешного освоения программы профильного курса.

Средством решения сформулированной проблемы является технология  деятельностного обучения. Общеизвестно, что общим в различных вариантах современных педагогических технологий является изменение роли обучаемого; он становится активным участником образовательного процесса, при таком подходе в обучении претворяется в жизнь педагогика сотрудничества.

Процесс обучения при этом превращается в поиск, преодоление затруднений с выходом на решение проблемных ситуаций. Это требует применения новых знаний, метапредметных связей, что формирует у ребенка целостное представление об изучаемых предметах, стимулирует развитие мыслительных способностей и компетенций, т.е. умения применять на практике полученные знания.

  Рассмотрим эту проблему на примере информационно-технологического профиля, с профильными дисциплинами: информатика и информационные технологии и математика.  

Для программирования реальных задач характерным является нестандартность мышления, так как реально существующие задачи не могут решаться в рамках  жесткого шаблона. Продумывание  учащимися моделируемой задачи формирует мыследеятельностные подходы в обучении. 

Моделирование на основе технологии деятельностного обучения позволяет ученику  вырабатывать техники и способы мышления, которые в дальнейшем могут быть использованы на любом предметном материале:

§  Выделение главного (существенного) в задаче.

§  Переход в знаково-символическую область.

§  Выделение понятийной области, в которой решается задача.

§  Выделение основных величин.

§  Определение взаимосвязи величин в знаково-символической форме.

§  Движение (решение) на модели

Методика деятельностного обучения формирует мышление ребенка, учит связывать знания, полученные в разных предметных областях. Коллективный диалог  с работой учащихся в командах позволяет осуществлять на практике  обучение в зависимости от личных способностей учащихся, так как нахождение выхода из ситуации непонимания у всех детей происходит неодинаково. Работа в командах позволяет углубить собственное понимание за счет участие в дискуссии со сверстниками. Практическое решение поставленной задачи на компьютере позволяет не только получить результат решаемой задачи, но и рефлектировать собственный процесс работы: ребенок начинает понимать, как он мысленно двигался.  

Демонстрация образца на примере сценирования урока  по теме «Составное условие», модуля «Алгоритмизация и программирование»  в  предмете  Информатика.

Единицей содержания данного сценария является разработка алгоритма  составного условия, определяющего исполнение  или не исполнение определенных действий в программе. Передавать эту единицу содержания традиционным способом «действуй как я» невозможно, так как каждая реальная задача имеет свои условия, при которых она выполняется.

 

 

 

 

 

 

Рисунок5.jpg

 

 

 

 

На рисунке представлена схема урока.

Ситуация учения обучения задается за счет задания-сбоя. Сначала ученикам дается серия заданий, в которых они моделируют на основе  уже известные им понятий.
Первое затруднение, с которым сталкиваются учащиеся: Как  построить составное  условие из простых условий?
Дети вспоминают, как на английском языке записываются союзы И, ИЛИ, НЕ  для связывания простых условий (AND (И), OR(ИЛИ), NOT (НЕ)) и применяют союзы для создания составного условия.
В задании учащимся предлагается определить попадание в окно мячом, считая, что плоскость стены бесконечна, затем предлагается определить попадание в одно их трех окон. Это задание решается в группах и как правило не вызывает затруднений, надо только правильно  использовать союзы  AND (И), OR(ИЛИ)  при записи условия, в соответствии с условием задания.
Третье задание отличается от первых двух тем, что учащиеся должны самостоятельно выбрать схему покраски стены в зависимости от точки, которая задается преподавателем. Затруднение связано с необходимостью самостоятельно выбрать схему покраски стены. В случае если затруднение ставит учащихся в тупик, им предлагается найти ошибку в программе, которую учитель демонстрирует через проектор. Предложенное задание не является решением возникшей проблемы, оно призвано  вернуть учащимся уверенность в своих силах и стимулировать их для дальнейшей работы, которая продолжается в группах. Учащиеся выполняют разработку алгоритма покраски стены с помощью различных цветовых объектов. 
В конце урока учащимся предлагаются варианты задачи ЕГЭ уровня С1 «Поиск ошибок в программе со сложным условием». Примеры таких заданий приведены  ниже:
Требуется написать программу, которая вводит с клавиатуры координаты точки на плоскости (x, y – действительные числа) и определяет принадлежность точки заштрихованной области, включая ее границы. Учащимся выдаются задания с образцами программ, в которых программист торопился и написал программы неправильно, необходимо исправить в них ошибки, проверив решение задач на компьютере.
Важной частью этого сценария является включение учащихся в деятельность на примере задачи попадания в окно, которая сформулирована на доступном  и понятном для большинства учащихся уровне, после  чего они легко переходят на решение математических задач, которые традиционно вызывают затруднения. Для  решения достаточно сложных задач уровня С1  при таком подходе  потребовался всего один урок. Абстрактное мышление наших учащихся еще не достаточно сформировано, поэтому деятельностный подход, основанный  на включение учащихся в работу с  усложнением задания, оказывается  очень эффективным.
Хочу поблагодарить устроителей конкурса «Учитель года 2010»  и организаторов номинации проекта НИИ ИСРОО  «Строим школу будущего», «Обновление содержания образования» за возможность участия в финале этого конкурса и общения с учителями, работающими в направлении изменения содержания образования на основе деятельностного обучения.
Hosted by uCoz