Ленинградский проспект, дом 46
 Телефон: (495) 612 8533
 Факс: (495) 612 8533
 Электронная почта: centr1424@rambler.ru

 
Главная  |  Приемная комиссия  |  О школе  |  Учителя  |  Контактная информация  |   О проекте  
 

Отделения

образования

Реализация исследовательского обучения в рамках проведения исследовательского проекта «Сказочные персонажи в жизни современных людей».







Контактная     

информация

Ленинградский проспект,
дом 46
Телефон: (495) 612 8533
Факс: (495) 612 8533
Электронная почта:
centr1424@rambler.ru

 

Авторы:

Мартынова А.Д.

Баранова  Т.Б.

 

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Единственный путь, для создания данных условий является – разработка программ и методов «активного обучения» ребёнка, на данном пути развитие ребёнка переходит из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития». Одним из методов, данного обучения является исследовательское обучение. Одна из основных особенностей данного обучения является то, что ребёнок непосредственно сам добывает знания под руководством педагога. Именно во время процесса совместной выработки знаний происходит детско–взрослая событийность – все стороны – участники процесса становятся активными по отношению к совершаемой деятельности, таким образом, они занимают позиции субъектов собственной деятельности.

Исследовательское обучение строится на идее о том, что исследовательское поведение или потребность в исследовательском поиске является биологически обусловленной. Именно детство является наиболее сенситивным периодом в жизни человека, когда исследовательское поведение становится столь ярко выраженным. Именно дети проявляют столь огромный интерес к окружающему их миру, задачей образовательного учреждения является  - направить неудержимый поток детского любопытство в стройное русло, а также подпитывать эти «воды», дабы в ситуации неудовлетворенности своей потребности они не «пересохли». Методами реализации исследовательского обучения являются, в частности, проведение детьми проектных и исследовательских работ под руководством педагогов. И хотя проект и исследования два различных по смыслу слова, тем не менее, ни одни проект не возможен без проведения определённой исследовательской базы. Проект, несомненно, включает в себя исследовательскую составляющую, однако, благодаря своей конкретике – проект, в своём роде, проще в своей реализации для детей, которые первый раз сталкиваются с организацией серьёзных исследований. Потому, в рамках организации экспериментальной площадки была выбрана форма реализации исследовательского обучения через детский исследовательский проект.

Ведущую роль в любом исследовательском проекте должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. В начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой» журналом» что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы» соответствующие структуре ученой деятельности:

  1. мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

2.      планирующий – подготовительным. На данном этапе определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя» позднее с нарастанием ученической самостоятельности;

3.      информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  1. рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);

Реализация исследовательских проектов невозможна без обучения ребёнка навыкам, столь необходимых для проведения исследовательской составляющей проекта. Организация исследовательского обучения в современных школах под частую подразумевает лишь включение ребёнка в собственную исследовательскую практику. Обучающихся в начальной школе загружают задачами проведения собственных исследований, однако, без развития необходимых навыков – «исследовательских способностей» - данный способ проведения исследований и проектов ставит в тупик даже студентов ВУЗов. Учитывая данный фактор, реализация проектной деятельности в рамках проектной деятельности во втором классе начальной школе строится по принципу совмещения тренингов по развитию исследовательских способностей учащихся и проведения исследовательского проекта.

В основу программы тренинга был положен план проведения тренингов по развитию исследовательских способностей в начальной школе А.И. Савенкова. Данный курс состоит из трёх составляющих: тренинг, мониторинг, исследовательская практика.

  1. Тренинг.

 В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками ис­следовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

      видеть проблемы;

      ставить вопросы;

      выдвигать гипотезы;

      давать определение понятиям;

      классифицировать;

      наблюдать;

      проводить эксперименты;

      делать умозаключения и выводы;

      структурировать материал;

      готовить тексты собственных докладов;

      объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется

по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в от­носительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвер­тях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу. Реализация тренинга составляет психологическую часть программу, потому её реализация возложена на педагогов – психологов образовательного учреждения.

Исследовательская практика – заключается в проведении учащимися самостоятельных исследовательских работ и выполнение творческих проектов. Этот блок является основным, центральным в программе. Реализация данного блока невозможного без педагогической поддержки, потому её реализация возложена на педагогов начальной школы образовательного учреждения.

Мониторинг – предоставление результатов работ учащихся. Учащийся презентует свою работу, рассказывает о ней, отстаивает своё мнение, связанное с решением поставленного вопроса.

Наш класс работает над проектом «Сказочные персонажи в жизни современных людей» Работа ведется на различных уровнях: учебная работа; внеурочная деятельность,

Перед собой руководитель проекта поставила следующие цели:

1.              Знакомство детей с литературным и культурным наследием социума и принятие данного наследия как неотъемлемую часть развития общества. 

2.      Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

  • - развитие познавательных потребностей младших школьников;
  • - развитие познавательных способностей младших школьников;
  • - обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • - формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • -формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  • - развития интереса к культурному наследию общества;
  • - развитие общей культуры обучающихся.

 

Список литературы.

1.      Долгушина Н.   Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8 

2.      Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – «Начальная школа», № 9, 2005, с. 55 – 58.

3.      Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия. Работы учащихся. - М.: Учитель, 2009. - 138 с.

4.      Обухова Е.А. Изучение окружающего мира средствами субъективизации. – «Начальная школа», № 11, 2007

5.      Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

 

 
 
 
 

 

 
  © 2007 Государственное образовательное учреждение
Центр Образования № 1424
 
Сайт района Аэропорт города Москвы