Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение          

 Центр образования №1424

 

Образовательная Программа

Центра образования №1424

на 2011/2012 учебный год

Принята на педагогическом совете Центра образования

Протокол № 1 от 29 августа  2011г.

                                                             

Москва 2011

Структура образовательной программы:

 

Модуль I                  Назначение программы и цель ее разработки

Модуль II                 Информационно-аналитическое обоснование

Модуль III                Аналитическое обоснование программы

Модуль IV                Приоритетные направления образовательной концепции Центра

Модуль V                 Учебный план. Пояснительная записка к учебному плану

Модуль VI                Особенности организации образовательного процесса

Модуль VII              Система дополнений образования

Модуль VIII              Инновационные проекты Центра образования №1424

Модуль  IX                Управление реализацией образовательной программы

 

 
 

«Школа Развития – Центр образования» - это синтез развивающего и развивающегося образования, которая проектируется как развивающая и развивающаяся образовательная система.

 

 

назад

Модуль I

 Назначение программы и цель ее разработки.

 

Цель разработки Программы – создание собственного нормативно-управленческого документа на основе федерально-региональной нормативной базы, характеризующего специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в Центре образования.

 

Основная идея концепции образовательной Программы Центра образования заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем.

 

Основополагающими принципами построения Программы являются:

·         гуманизация, когда основным смыслом образовательного процесса является развитие ребенка;

·         демократизация, когда каждому ученику предоставляется возможность выбрать свою траекторию развития;

·         гуманитаризация, когда у ученика формируется целостная картина мира;

·         дифференциация и индивидуализация обучения, когда развитие ребенка обеспечивается в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

·         развивающий характер образования, когда деятельность каждого ученика осуществляется в зоне его ближайшего развития;

·         непрерывность образования, когда осуществляется связь всех ступеней образования в школе и подготовка учащихся к продолжению образования;

·         инновационность, когда школьный коллектив переводится в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых педагогических технологий;

·         системность, когда образовательная программа становится системой высокого уровня целостности;

·         управляемость реализацией образовательной программы, когда осуществляется регулирование и коррекция программы на основе постоянного контроля.

 

 

Концепция Центра образования №1424

 

            Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач.

            В силу особенностей нынешней социально-экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание, развитие своих детей, резко сократилось. Школа часто является единственным возможным местом для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых во внеурочное время, где организован досуг, направленный на развитие моральных качеств, эстетической и физической сферы.

            В своем представлении, какой должна быть наша школа, мы исходим из следующих позиций:

  1. Из признания того, что ЦО – образовательное учреждение, призванное обеспечить потребности округа (микросоциума) в первую очередь. Вследствие этого необходимо изучение, анализ (диагностика) этих потребностей, с одной стороны, и возможности школы  по удовлетворению с другой.
  2. Удовлетворять потребности округа необходимо на высокой планке качества. Школа должна быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровнях.
  3. Обеспечить непрерывность обучения – способность продолжить свое образование в любом ВУЗе России или за рубежом.
  4. Решая образовательные задачи, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы – в кружковой и спортивной, предоставляя широкие возможности для развития и самоопределения личности ребенка.
  5. Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства.

 

В образовательной программе  Центра на первый план выдвигается не только традиционная задача повышения качества образования, но и создание  современной модели образования на основе формирования базовых компетентностей как новых образовательных результатов обучающихся, где наряду с учебными компетентностями (традиционными ЗУН) важнейшее значение приобретают компетентности, направленные на социализацию личности, раскрытие творческого потенциала учащихся. В  вариативной образовательной среде  (очной, очно-заочной и заочной форм обучения)  особое место  отводиться  применению  новых образовательных технологий обучения на основе сетевых форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Качество образовательной системы, характеризуется  ее способностью создавать и  формировать базовые компетентности как новые образовательные результаты.  Компетентностный подход предполагает формирование способностей (компетенций) и форм организации сознания, изменение социокультурных и ресурсных условий образования (новые технологии образования), которые вырабатывают  такое содержание образование, которое через всю школьную систему перед ребенком проводит не знания, умения, навыки, а техники и способы мышления.

Выстраивание современной модели образования через формирование базовых компетентностей способствует изменению образовательной системы, так как:

  • учит действовать на создание способа действия, который может быть переведен в алгоритм, схему, т.е. ученик участвует в формировании своего знания;
  • оценка результатов обучения идет дифференцированно, исходя из диагностики уровня развития способности, которая формируется в процессе обучения;
  • при ориентации на развитие способностей важнейшими моментами мышления будут:

-  различение известного, понятного и неизвестного, непонятного при выполнении любого задания;

-  самостоятельная постановка вопроса о том, что нужно узнать в любой учебной ситуации;

-  самостоятельное выдвижение гипотез, выводящих к построению идеального объекта;

-  применение способов идеализации, схематизации, моделирования, техник различения при решении задач и проблем.

Именно такой подход соответствует человеческой способности осуществлять действие, поэтому важное значение имеет обеспечение самоопределения учащегося и развитие его субъектности.

Цель Центра образования предоставлять учащимся варианты форм обучения, образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора,  в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

Центр образования – это приоритет уникальности личности, развития и саморазвития, опирающееся на культурное наследие, развитие на основе формирования базовых компетентностей с применением современных образовательных технологий, в том числе и сетевых

 

 
назад

Модуль II

Информационно-аналитические данные.

 

  Государственное образовательное  учреждение   Центр   образования  №1424 создано путем слияния государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №150 и вечерней (сменной) общеобразовательной школы №41 согласно Постановлению Правительства Москвы от 18 июня 2006 года №514-ПП «О реорганизации государственных общеобразовательных учреждений системы образования Департамента образования города Москвы».

            Юридический адрес: 125167, Москва, Ленинградский проспект, дом 46.

            Центр имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности  Серии А, № 240135 регистрационный номер 020978 от 22.11.2006г.  (сроком на 5 лет) свидетельство об аккредитации ГА 000534 регистрационный номер 007621 от 18.05.2007г.

Центр является образовательным учреждением столичного региона,  района Аэропорт, ориентированным на работу с контингентом учащихся дифференцированного социального состава, разнообразных социальных запросов на образование и потребностей населения в различных формах образовательных услуг.

В связи с близостью к Центру таких спортивных комплексов как ЦСКА и Динамо, до 52% учащихся профессионально занимаются спортом, и их родители выражают заинтересованность в развитии заочной и экстернатной форм обучения, в открытии  классов, работающих в сменном режиме.

В микрорайоне остается спрос на получение среднего образования молодыми людьми, старше 18 лет, поступающими на  вечернее отделение Центра.

Родители заинтересованы в развитии потенциала Центра как образовательного учреждения, реализующего идеологию и технологии развивающего обучения. Особо подчеркивается важность благоприятной образовательной среды, доверительных и конструктивных отношений со сверстниками и педагогами, в которых раскрывается уникальность каждого ребенка.

Центр образования  обеспечивает условий для получения качественного образования на основе инновационных технологий, развития дистанционной поддержке в условиях вариативной образовательной среды, индивидуальных форм обучения с применением сетевых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 

Возрастной состав учащихся Центра:

Социальный состав учащихся Центра:

  Одна из основных задач Центра – вывод всех учащихся на уровень равных возможностей.

Вечернее отделение – важная составная часть общей  системы образования в Центре. Значение этого отделения огромно: адаптация социально-незащищенных подростков, возможность получить  полное (среднее) образование взрослым и детям, занимающихся в спортивных обществах и клубах.

В  Центре образования – 22 класса, средняя наполняемость классов 25 человек, обучение и воспитание ведется на русском языке. Обучение в Центре ведется в две (три) смены. Режим работы с 8:00 до 21:00

Трудоустройство выпускников ЦО № 1424 в 2010-2011 учебном году.

 

Динамика поступления в ВУЗы  за  последние 3 года  

 

Ежегодно среди выпускников  Центра образования есть  медалисты

Статистика поступления в высшие учебные заведения

различных профилей за последние 3 года

 

 Динамика качества  результатов обученности учащихся  ЦО № 1424

       Качество образования -  степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

                                  Результаты    ЕГЭ   ЦО 1424   в  2011  году

 Экзамены по выбору

 Результаты экзаменов по выбору

                           

Сравнение среднего балла ЕГЭ  полученного учащимися ГОУ ЦО № 1424 и среднего балла по г. Москве.

 

Повышение качества образования достигнуто за счет:

  • совершенствования мастерства преподавателей
  • внедрения новых педагогических технологий
  • использования различных форм обучения : очную, заочную, надомную, экстернатную.
  • развитие технических средств обучения (увеличение числа компьютерных мест, мультимедийного оборудования )
  • увеличение количества элективных курсов

--- обучение сочинениям разных жанров

--- средства анализа художественного произведения

--- элементарная алгебра с точки зрения высшей математики

--- русское правописание: орфография и пунктуация

--- филологический анализ художественного текста

--- методы решения задач по физике

--- химия в повседневной жизни человека

 

Структурные подразделения Центра образования

 

 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Центра образования:

      -   Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-  Типовое Положение об общеобразовательном учреждении от 19.03.01 № 196;

- Типовое Положение о Центре образования в г. Москве от 5.06.97 № 573-РП);

- Типовое Положение о получении общего образования в форме экстерната от 23.06.2000 № 1884;

- Типовое Положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении от 3.11.94г. № 1237.

-Локальные акты Центра образования.

Характеристика педагогического состава:

В 2010-2011 учебном году образовательное учреждение укомплектовано согласно штатному расписанию, вакансий нет. Данный кадровый потенциал соответствует образовательному центру, статусу образовательного учреждения, позволяет использовать в педагогическом процессе новейшие педагогические технологии. К числу сильных сторон следует отнести наличие у большей части педагогического коллектива положительной мотивации на осуществлении инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат. Учителя ежегодно принимают участие в профессиональном конкурсе «Учитель года».

Общее число педагогических сотрудников: 56, из них:

- женщин 48 чел, 86%;

- с высшим образованием 53 чел, 94,6%;                              

- с незаконченным высшим 3 чел, 5,5%;  

- со средним специальным __-___;

В том числе: постоянных работников – 50 чел., совместителей - 6 чел., Средний возраст педагогов составляет 46 лет. Среди педагогов ЦО имеют звание «Отличник народного просвещения» - 5 чел;

«Почетный работник Общего образования» - 4 чел;

«Мастер спорта» - 1 человек;

 «Ученая степень кандидата наук» - 3 человека;

Молодых специалистов - 2 человека, 6,8% от общего числа учителей.

Имеют высшую квалификационную категорию: _______14 чел., 25%;

             первую ___________________________________12 чел,  23%;

             вторую ___________________________________24 чел, 36%.

 За последние 2 года наблюдается значительный рост педагогов, повысивших свою квалификационную категорию.  Педагогов, не проходивших курсов повышения квалификации более 5 лет, нет.

 

Внешние связи Центра образования.

 

 

Краткая характеристика образовательного процесса и его основные результаты.

Центр образования согласно статусу обеспечивает возможность создания единой вариативной  образовательной среды, дающий возможность выбора образовательной траектории каждым учеником и реализует различные образовательные программы:

- программу начального общего образования;

- программу основного общего образования;

- программу среднего (полного) общего образования, программы начального профессионального образования, программы дополнительного образования по 4 направленностям.

Все образовательные программы образуют целостную систему, основную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной ориентации обучающихся.

Специфика  Центра образования № 1424 - отработка модели вариативного образовательного пространства, имеющего структурные подразделения: дневное отделение, вечернее отделение, отделение дополнительного образования, Центр дистанционной поддержки, инновационные  площадки.

В Центре образования разработаны программы:

·                    Комплексно-целевая программа развития Центра образования № 1424 на 2011-2014 уч.гг.

·                    «Инновационные образовательные технологии в многофункциональном Центре образования с использованием сетевых форм обучения»

Центр образования № 1424 – это государственное образовательное учреждение, направленное в своей деятельности на реализацию социальных запросов обучающихся и их родителей на основе вариативности образовательного пространства, ориентированного на развитие среднего класса России реализующего социально позитивные ценности профессионализма, деловой культуры, социальной и гражданской ответственности.

Стратегическая идея Центра: построение вариативного образовательного пространства на основе реализации принципов личностно-ориентированной педагогики и разработки новых дистанционных форм обучения для реализации принципа равных возможностей в получении образования.

Стратегические цели:

- Основные направления образовательного процесса – формирование социально-прогрессивного типа личности, выражающегося в стремлении к самореализации себя как члена социума; социально-профессиональное самоопределение учащихся, ориентация их на непрерывное образование.

- Системообразующая педагогическая идея ЦО – целесообразно не выявлять индивидуальные особенности каждого обучающегося и воспитанника, а создать условия для их проявления и развития.

Центр образования № 1424 – это приоритет уникальности личности, развития и саморазвития, опирающиеся на культурное наследие, развитие на основе современных образовательных технологий,

Тактические задачи ЦО:

1. Обеспечить гарантии прав граждан на образование бесплатное и общедоступное, исключить возможность отчисления обучающихся из образовательного учреждения. Найти подход к каждому ребенку и помочь ему сделать шаг на пути саморазвития, зародить интерес к познанию мира, укрепить и, если нужно, восстановить веру в себя, доверия к миру взрослых у всех детей.

2. Создать условия для обновления содержания образования на принципах гуманизации, социализации и осознанного свободного выбора.

3. Осуществить переход на индивидуализированное обучение, вариативное образование, образование по выбору на основе индивидуально-ценностного подхода.

4. Обеспечить дифференциацию образовательных услуг. Дать каждому ученику базовое образование и культуру и на их основе создать условия для развития тех сторон личности, для которых есть субъективные условия (желания) и объективные возможности.

5. Осуществить переход на программно-целевую модель управления с привлечением социума, общественных и государственных институтов.

6. Способствовать решению совместно с детьми и их родителями конкретных задач жизнедеятельности образовательного учреждения, как мини модели общества, через развитие органов самоуправления. Инициирование развития самосознания, становление активной жизненной позиции, потребности в самосовершенствовании, способностей успешно адаптироваться в окружающем мире. Обеспечить успешность решения учениками ситуации жизненного выбора и будущего профессионального становления.

7. Обеспечить преодоление духовного кризиса у подрастающего поколения, воспитание у молодежи гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и безопасного правосознания, готовности к ответственному и компетентному выбору в условиях демократического становления общества и государства. Объединить детей из разных социальных слоев, детей разных национальностей и вероисповеданий, здоровых и больных детей в целях обеспечения будущего России, во имя ее преуспевания.

8. Обеспечить сохранность здоровья учеников, привить им навыки здорового образа жизни.

Для реализации миссии педагогический коллектив Центра использует принцип согласованности приоритетных направлений формирования нового образовательного пространства включающего ресурсные составляющие, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса с учетом  разновозрастного контингента учащихся, систему сохранения здоровья и обеспечение безопасности учащихся, внеурочную деятельность, систему воспитательной деятельности и управления Центром образования.

 

 
назад

Модуль III

Аналитическое обоснование программы.

 

Социокультурные контексты развития образования в школе.

      Разработка содержания образовательной программы требует учета разных социокультурных контекстов.

1)          Региональный контекст представляет собой особенности социокультурной ситуации мегаполиса – г. Москвы, которые определяются многообразием полиэтнических традиций, спецификой социальной и производственной инфраструктуры, сложившимися нормами общественной и культурной жизни в районе и округе, перспективой развития социально-производственного комплекса мегаполиса, спецификой (и тенденциями) структуры занятости населения в районе, ценностными ориентирами и жизненными планами родителей (которые проявляются в образовательных запросах к школе), другими словами – соотношением различных типов деятельностей (производственной, духовной, образовательной, коммерческой, культурной) и типами преобладающих укладов, каждый из которых характеризует жизнь определенной социальной, конфессиональной или профессиональной группы (городской, семейный, общинный, научный, художественный, театральный и др. уклады). Центральным моментом для образования здесь является воспроизводство сложившихся социокультурных норм, по которым организуется и протекает жизнедеятельность на территории района и округа. Учет этого контекста позволяет реализовать стратегию укоренения населения и преодоления отчужденности по отношению к территории проживания.

2). Российский – связан с формированием основ государственности – культурно-исторической самоидентификации, возможностью продолжить образовательные и профессиональные траектории индивидуального развития. Его учет основан на реализации образовательным учреждением российских стандартов образования, что обеспечивает выход учащегося в более широкое образовательное пространство.

3). Европейский (общемировой) связан с вхождением в мировое образовательное пространство, освоением новейших информационных технологий, с возможностью культурного и делового сотрудничества.

Сегодня в Москве наметились следующие актуальные тенденции развития образования, которые учитывались при разработке образовательной программы школы.

1.                 В принципах государственной политики в области образовании «Законов об образовании» России провозглашается автономность образовательного учреждения. Тем самым обеспечивается право выбора, творческого подхода педагогического и ученического коллективов к выбору образовательных программ, определению школьного компонента содержания образования, форм и сроков организации учебно-воспитательного процесса.

2.                 Повышается интерес к образованию со стороны старшеклассников и родителей, осознающих образование как условие благополучия и благосостояния личности. Сегодня школа не может не учитывать образовательного запроса населения. Одной из центральных линий этого запроса является возможность и способность после окончания школы войти в общероссийское и мировое в образовательной пространство, продолжить обучение в ВУЗе.

3.                 Приоритетом в образовательной политике, проводимой в Москве, является обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении и в ходе обучения в школе.

4.                 Ориентация на высокий уровень языкового образования (изучения иностранных языков). Чрезвычайно важным является обеспечение способности учащихся к построению поликультурного диалога. В связи с этим активно осваиваются программы изучения иностранных языков.

5.                 Приоритетным направлением деятельности провозглашается здоровье детей, формирование культуры здорового образа жизни.

6.                 Признается, что современное образование невозможно без освоения новых информационных технологий.

7.                 Особое значение органами управления образования всех уровней придается повышению качества образования, которое невозможно обеспечить без освоения современных педагогических технологий, разработки новых образовательных моделей, авторских курсов и методик.

Перспективная программа развития образовательной системы г. Москвы выделяет среди специфических черт московского образования такие характеристики как:

- необходимость формирования особого, отвечающего сложности городской среды, стратегического типа мышления, которое является аналитическим в своей основе, оптимальным по своим механизмам и прогностическим по своей установке;

- требование освоения существенно большего, чет в других территориях, объема культурологического, лексического и образного материала, способности быстро осваивать и применять на практике различные естественные и искусственные языки общения, профессиональной и внепрофессиональной деятельности; требования высокой общей языковой культуры населения, в том числе закрепленного в московской традиции умения искать и находить общий язык;

- необходимость соответствовать объективной потребности населения в гораздо более раннем самоопределении личности, профилизации общего образования;

- включение своими средствами подрастающего москвича в ритм жизни города, воспитание его не только как цивилизованного производителя, но и цивилизованного потребителя;

- превращение самого образования в наукоемкую и культуроемкую отрасль;

- необходимость воспитывать такие качества личности как состязательность при благородстве намерений, готовность взять на себя бремя лидерства;

- воспитание московского патриотизма, не только как любви к своей малой Родине, уважение к ее истории, гордость за ее достижения, но и как ревнивое отношение к качеству своего труда (в том числе учебного), готовность и умение делиться достигнутым для процветания всей России.

О потребности учащихся и социальный заказ их родителей.

Проводимые школой опросы родительской общественности показывают, что более 80% родителей ориентированы на то, чтобы их дети по окончании обучения в школе продолжили свое образование в ВУЗах. При этом 40% учащихся и родителей связывает дальнейшее профессиональное образование с гуманитарным направлением, 25% - с физико-математическим и 35 % - с экономическим образованием. Однако практически для всех родителей, участвующих в опросе, важным было приобщение ребенка к социально-позитивной среде.

            При этом 56 % родителей выражают заинтересованность в углубленном изучении иностранного языка (в частности, - введение второго изучаемого иностранного языка) и современных компьютерных технологий, информатизации.

Также опрос показал, что в связи с близостью к центру таких спортивных комплексов как ЦСКА и Динамо, до 52% учащихся профессионально занимаются спортом и их родители выражают заинтересованность в развитии экстернатной формы обучения, в развитии спортивных классов, работающих в сменном режиме.

В микрорайоне остается спрос на получение среднего образования молодым людям, старше 18 лет, работающим, что дает развитие в Центре вечернего отделения.

            В целом родители заинтересованы в развитии потенциала школы как образовательного учреждения, реализующего идеологию и технологии развивающего образования. Особо подчеркивается важность благоприятной образовательной среды, доверительных и конструктивных отношений со сверстниками и педагогами, в которых раскрывается уникальность каждого ребенка.

            Особенно важным является для родителей здоровье своих детей. Многие из них отмечают, что физическое состояние ребенка, его психологическое и душевное равновесие и развитие – являются первоочередными задачами школы.

            Личностно-ориентированный подход в обучении, насыщенная культурная среда школы, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива – это основные запросы и пожелания родительской общественности

 

 
назад

Модуль IV.

Приоритетные направления в образовательной концепции Центра.

 

            Результатом культурно-профессионального самоопределения коллектива Центра явилось выделение системы приоритетов, каждый из которых направлен на развитие определенных способностей человека.

  • Универсальность образования – способность человека найти свое место в современных социокультурных условиях;

  • Непрерывность – способность продолжить свое образование в конкретном ВУЗе (с которым школа имеет совместные программы), в любом ВУЗе России или зарубежном ВУЗе;

  • Уникальность образования – способность человека самостоятельно проектировать индивидуальную образовательную траекторию.

Центральной задачей педагогического коллектива школы является проектирование модели современного Центра образования. Центр образования – это, прежде всего построение условий для максимального раскрытия потенциала ребенка, формирование ответственности и способностей, культуры мышления и диалога, позволяющих продолжить свое образование как в России, так и за ее пределами, стать подлинным субъектом культурной и социальной сферы, хозяином своей судьбы.

Проектирование современного образовательного учреждения, в подлинном смысле – Центра образования, в своей основе опирается на тот круг базовых ценностей, которые несет и реализует педагогический коллектив школы. К ним относятся:

1)                ценность культурных норм в рамках традиции, к которой принадлежат учителя (ценность культуры);

2)                ценность на только самой культурной нормы, но и ее дальнейшей жизни в учениках (ценность образования);

3)                ценность уникальной личности другого человека (фундаментальное гуманистическое основание современного образования);

4)                ценность профессионального и личностного саморазвития (ценность развития).

Другими словами, Центр образования – это приоритет уникальности личности, ее развития и саморазвития, опирающееся на культурное наследие на основе современных образовательных технологий и в первую очередь на технологии развивающего обучения.

Реализация указанных ценностей предполагает создание пространства совместной жизнедеятельности и встреч всех возрастных когорт, определение целей совместной, в подлинном смысле – общественной жизни, через соучастие в которой и происходит образование человека. Ведь образование есть, прежде всего, история и путь становления «собственно человеческого в человеке» во всех его дарах и обретениях, и в то же время способ утверждения каждым собственного образа, своего лица. В этом общем смысле школа решает три задачи:

1)                   формирует осмысленные уклады жизни и деятельности людей в определенном культурно-историческом пространстве и укореняет в них человека, преодолевая его сегодняшнюю безродность.

2)                   Выращивает детские и детско-взрослые жизнеспособные общности, не оставляющие человека беспризорным.

3)                   Культивирует встречи поколений в их самоценных образах и формах жизни, на основе которых передается богатство культурного наследия «от отца к сыну», «от мастера к ученику».

Как отмечают многие передовые мыслители современности – А.С. Арсентьев, Г.С. Батищев, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов, В.И. Слободчиков – сущность и цель нового образования это развитие общих родовых способностей человека, обретение им универсальных способов деятельности и мышления (человек не только приобретает знания, но и сам способ получения знания). Современная школа сегодня начинает все больше исполнять роль культурно-образовательного центра – выстраивать и интегрировать в своей деятельности многомерные и многоуровневые связи с социальными институтами города, региона и страны. Все это необходимо школе в целях обеспечения образования и развития детского населения через процессы обучения, воспитания и самоопределения в современной социокультурной ситуации, которое строится на понимании подрастающим поколением исторических традиций, современных социокультурных проблем, проблем, построении собственного активного отношения к ним.

      Такое понимание задает смысловой ориентир для «Центра образования» - развитие школы осуществляется многомерно и комплексно. В этом смысле школа проектируется как школа-комплекс, выступает местом встречи разных поколений, местом их укоренения в социокультурном пространстве района и города.

Реализация данного смыслового ориентира позволяет сформулировать ряд направлений образовательной политики школы.

      Первое направление – формирование общности, определенного единства на базе нравственных отношений и разделяемых ценностных ориентаций, что позволяет втянуть различные культурные традиции в образовательное пространство школы, построить систему вхождения, приобщения и освоения культурного содержания.

      Второе направление – формирование культуры диалога, самоуважения, культуры понимания и совместной деятельности с широким социальным окружением. Школа-комплекс строится как открытая система, предполагающая формирование образовательного сообщества родителей, педагогов, деятелей культуры, предпринимателей, деловых кругов, управления, научной общественности.

      Школа-комплекс как организационная форма интегрирует в своем пространстве различные типы образования, реализуя принцип вариативности.

      Ценность и фундаментальность принципа вариативности заключается в том, что он полагает единство многообразия, то есть, с одной стороны, сохраняет единую основу, а с другой – обеспечивает многообразие форм.

      Исходной основой этого единства является принцип развития. Фактически, принцип «вариативности образования» - это ответ на вопрос, как сегодня сделать (реализовать) развивающее образование, с которым связаны основные направления реформ образования в стране.

      Реализация принципа развития в образовании как принципа его вариативности непосредственно связано с решением задач по построению развивающего и развивающегося образования в школе.

      Развивающее образование и содержательно, и технологически призвано обеспечить многообразие траекторий развития человека во всех трех его формах (как процесс созревания, как деятельность развития, как саморазвитие), а развивающееся образование предполагает многообразие образовательных форм, единство которых базируется на принципе развития.

      Принцип вариативности проявляется на следующих уровнях деятельности школы: на уровне управления, на уровне проектировании образования, на уровне форм организации профессиональной педагогической деятельности.

      Вариативная школа – поиск и построение различных способов развития сущностных сил человека, поиск адекватных для каждого конкретного ребенка способов его развития и образования. При такой ориентации существенными являются следующие два момента:

      Первый связан с построением условий для обеспечения базового уровня образования, когда школа ориентируется на принятые стандарты образования;

      Второй связан с построением особых условий для развития и образования ребенка (система дополнительного образования и развиваемых в школе общественных и производственных практик – детские организации, системы профессионализации и т.д.).

      Условием для реализации вышеуказанных моментов становится создание плотной, насыщенной образовательной среды школы и установление многомерных коопераций школы с культурной средой и различными институтами города, региона, крупными научными и культурными центрами России и зарубежья.

      Все это создает условия для построения уникальных индивидуальных образовательных трасс, что позволяет максимально раскрыть склонности и потенциал ребенка.

      Основные принципы образовательной политики школы реализуются в следующих направлениях:

      1). Продолжение развития образовательной системы, реализующей образовательные стандарты и адекватной индивидуальным особенностям учащихся.

      2). Развитие различных форм дополнительного образования, задающего богатство деятельного и культурного содержания – создание насыщенной образовательной среды школы.

      3). Развитие детско-взрослых общностей; школьных детских объединений, системы педагогической поддержки учащихся, творческой производственной практики.

      4). Развитие школьной педагогической системы, основой которой является профессиональная педагогическая позиция, реализующаяся как в образовательном пространстве школы, так и при развитии отношений школы со своим окружением.

      Движение по этим четырем направлениям задает общий контур модели выпускника Центра образования. Содержание и реализация данной модели определяется следующими блоками образовательных задач школы:

      Первый блок задач – формирование гражданского самосознания; возможность самоидентификации личности как представителя определенной культуры и традиций, что является основой для вступления личности в равноправный диалог с культурным окружением.

      Второй блок задач – связан с обеспечением возможности продолжения образования в более широком образовательном пространстве (учеба в вузах России и зарубежных стран).

      Третий блок задач – формирование активной самореализующейся личности, что, по сути, является основой формирования управленческой и культурной региональной элиты.

            Четвертый блок задач связан с обеспечением возможностей включения личности в современные мировые общецивилизационные процессы

 

 
назад

Модуль V.

Учебный план.

Пояснительная записка к учебному плану.

 

Учебный план обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России Решением Коллегии Минобразования России № 11/1 от 17 мая 2000 года Московским базисным учебным планом и выполнение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебный план определяет:

·                       в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени  или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

·                       рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

·                       распределение учебного времени между федеральным (не менее 75%), региональным (не менее 10%), компонентом и компонентом образовательного учреждения(не менее 10%);

·                       максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

·                       показатели финансирования (в часах);

·                       максимальный объем домашних заданий.

Учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта.

Учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 (в редакции постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 №216)  предусматривает:

·                       4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели;

·                       5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года –  34  учебных недель  ; 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель.  

Регламент работы  ГОУ ЦО № 1424:

·                       Объем домашних заданий:

- 1-е классы – без домашних заданий;

- 2 и 3-е  классы – 1,5 часа в неделю;

- 4 и 5- е классы -2 часа в неделю.

- 6 и 8- е классы -2,5 часа в неделю;

- 9 – 11-е классы – до 3,5 часов в неделю.  

·                       Продолжительность уроков в 1-х и 2-4 –х классах:

- в 1-х классах -35минут в первом полугодии и 45 минут – во втором полугодии;

- во 2-11-х классах – 45 минут в течение учебного года;

·                       Аудиторная нагрузка и режим работы начальной школы, работающей в режиме  5-дневки:

– в 1-х классах 21 час;

- во 2, 3, 4  классах 23 часа (22+1)

 

Основание: новые требования СанПиН   2.4.2.2821-10.

 

Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане      

           использованы:

- на организацию индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;

- на занятия проектной, исследовательской деятельности.

- на консультации по выполнению домашних заданий (для детей, имеющих ослабленное здоровье, а также для детей, испытывающих затруднения при подготовке домашних заданий)

- на деление классов на группы для изучения предметов – алгебра в 7 классе, информатика – в 9 классе, русский язык в 11 классе и алгебра и начала анализа в 11 классе,

 - для проведения начальной профессиональной подготовки в 10 классе.

В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной  

            школы учебный план сформирован в «недельной» форме.     

     Особенности   учебного плана.

Региональной спецификой   учебного плана является:

·                      поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов;

·                      поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин;

·                      поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах;

·                      особое внимание формированию экономической и экологической компетентности московских школьников;

·                      модернизация математического образования в направлении развития наиболее современных и наиболее востребованных практикой разделов;

·                      региональное построение компонентов художественного и культурно-эстетического образования;

·                      особая роль математики, информатики и ИКТ в условиях Москвы.

Интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине.  В связи с этим для каждого отдельного предмета, преподаваемого в данном классе интегративно, в классном журнале будет  выделен раздел (страница), в заголовке которого приведено название предмета и указано «(интегративно)». Раздел заполняется обычным образом. Эта интеграция отражена в учебном планировании и подлежит внутришкольному контролю.

 

 

 
 

 

В 2011году   в Центр образования разработана  основная образовательная программа для начальной школы на основе ФГОС.

 

Основная образовательная программа (ООП) ГОУ ЦО № 1424 учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным походом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической  и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержание тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

· переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

· ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективным УМК, таким как   «Школа России»

Разработанная основная образовательная программа начального общего образования ГОУ ЦО № 1424 предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

 

Учебный план Центра образования состоит из учебного плана дневного отделения, который включает в себя планы начальной, средней и старшей ступени обучения и учебного плана вечернего отделения Центра – основной и старшей ступени обучения (приложение № 1, №2)

 

 
назад

Модуль VI.

Особенности организации образовательного процесса.

 

Начало учебного года в Центре образования 1 сентября.

 Режим работы:

- 1 -9 классы дневного отделения по пятидневной неделе;

- 10 – 11 классы дневного отделения по шестидневной неделе;

- 9 – 12 классы вечернего отделения работают в режиме 4х –дневной недели с  5-м консультативным днем;

- заочные классы  вечернего отделения работают в режиме 3х-дневной недели с 4-м консультативным днем.

 Продолжительность уроков в 1х и 2-4х классах:

- в 1-х классах – 35 минут в первом полугодии и 45 минут во втором полугодии;

- во 2 -11(12) классах – 45 минут в течение учебного года.

 Продолжительность учебного года:

- в 1 классе  –  33 учебные недели;

- во 2 – 4 классах – 34 учебные недели;

- в 5 – 11(12) классах – 34 учебные недели.

 Аттестация учащихся:

- 2 – 9 классы – по четвертям;

- 10 – 11(12) классы – по полугодиям.

Формы обучения:

- очная;

- заочная;

- надомное обучение;

- экстернат.

Для поддержки в обучении ребят, профессионально занимающихся спортом, детей с ограниченными возможностями здоровья, работающей молодежи создан «Центр дистанционной поддержки».

Режим учебной недели организован в соответствии с учебными планами и представляет собой скорректированную систему организации школы, включающий урочный цикл, внеурочную деятельность, определяемую комплексом дополнительного образования, группы продленного дня и внеурочной социально-воспитательной деятельности, кружки и секции проводятся во внеурочное время в рабочие дни недели (разница во времени с уроками не менее одного часа), а также в выходные дни.

Центр образования, согласно своему статусу, осуществляет образовательные программы:

Дневное отделение:

                  начальное общее образование (обучение 4 года):

             основное общее образование (обучение 5 лет):

                  среднее (полное) общее образование (обучение 2 года);

·                    Группы профильного обучения: социально-гуманитарные; информационно-технологические; группы профессионального обучения (профессия – оператор ЭВМ)

         

Вечернее отделение:

                   Основное общее образование (обучение 2 год);

                    Среднее ( полное) общее образование (обучение 2(3) года):

 

В связи с модернизацией столичного образования предполагается расширение экстернатных, заочных и очно-заочных, семейных форм обучения, надомного обучения, дистанционного обучения, опытно-экспериментальной работы, работа с одаренными детьми, школьниками с ограниченными физическими возможностями, с дивиантным поведением.

 

       Аттестация учащихся, как одна из форм обратной связи, дает информацию о результатах образовательного процесса в школе. Сама аттестация включает в себя:

·        Итоговую аттестацию при завершении учащимися обучения на соответствующей ступени. Итоговые аттестации проводятся в 9-х и в 11-х классах в форме выпускных экзаменов в объеме и формах, предусмотренных нормативными документами.

·        Промежуточную аттестацию, которая осуществляется по итогам учебных четвертей, полугодий и учебного года по пятибальной системе на основе текущей аттестации с учетом результатов административных контрольных работ и зачетов.

·        Текущую аттестацию, проводимую по пятибалльной системе в ходе учебной работы по классно-урочной форме.

 

Образовательная программа  прилагается  (приложение № 1)

 

 
назад

Модуль VII

 

Система дополнительного образования.

Дополнительное образование ориентировано на приобретение знаний и умений как дополнение к основному базовому образованию, включающее развитие умений и навыков самознания, саморегуляции и самосовершенствования, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

- образовательная функция – в детских творческих объединениях каждый учащийся Центра имеет возможность удовлетворить или развить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивная функция – занятия в кружках, секциях и студиях позволяют значительной части учащихся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать ситуацию успеха, научиться самоутверждаться социально адекватными способами;

- коррекционно-развивающая функция – учебно-воспитательный процесс детского объединения  дополнительное образование позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

- воспитательная функция – содержание и методика работы детского творческого объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.

Цели и задачи дополнительного образования:

- создание условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития учащихся Центра;

- формирование здорового образа жизни;

- удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

- создание условий для привлечения к занятиям в объединениях большего числа учащихся, тем самым, решая проблему внеурочной занятости и безнадзорности детей;

- формирование коллективных отношений культуры поведения в коллективе;

- воспитание трудолюбия и дисциплины у учащихся, умения правильного распределение личного времени.

Дополнительное образование ведется по направленностям:

художественно-эстетической;

физкультурно-спортивной;

научно-технической;

культурологической;

Особое внимание в Центре уделяется патриотическому воспитанию школьников. На базе Центра и в тесном контакте с Центром патриотического воспитания САО ведет свою работу научно-исследовательское общество «Каравелла». Усилиями ребят и руководителей НИО создан школьный музей боевой славы, который в 2010 году получил лицензию.

Организационные формы дополнительного образования: кружки, секции, студии.

Формы подведения итогов реализации дополнительного образования: участие учащихся в выставках, фестивалях, соревнованиях, научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах на разных уровнях (школа, район, округ, город ).

Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования и учебный план прилагается (приложение № 3).

 

 
назад

Модуль VIII

Инновационные проекты Центра образования № 1424.

 

Инновационная деятельность Центра это инновационная работа учителей Центра с целью вхождения в Школу будущего, выработки педагогических практик, связанных с новым образовательным стандартом и повышения педагогической квалификации.

Кроме инновационной работы, которая ведется в соответствии планом работы ГЭП  на год, особенно важным  является   создание творческой среды образовательного учреждения. Именно  творческая учительская среда становиться проводником инновационных процессов в ОУ, лабораторией поиска новых образовательных технологий и методик внедрения образовательных стандартов второго поколения.

Городская  экспериментальная  площадка 1 уровня:  "Разработка типологии деятельностного и мыследеятельностного содержания образования" открытая с 2009г. и закончившая работу  в 2011 г. за два года работы позволила выйти на построение в ЦО 1424 механизма введения в уже существующие курсы (предметы, блоки развивающих занятий) элементов деятельностного образования. Был заложен фундамент для понимания и  фиксации наличия деятельностного  содержания при преподавании отдельных предметов. Учителя-участники инновационной деятельности  приступили к созданию методического, организационного обеспечения на  основе  стандарта деятельностного содержания образования. Научное руководство инновационной работой проводила заместитель  директора НИИ ИСРОО ДО г. Москвы к.п.н. Л.Н. Алексеева. Работа велась по следующим направлениям:                           

1.   Проработка образовательных областей учреждения (информатика, литература, технология, экономическая география) с точки зрения  возможности  начать  разработку уроков на основе  стандарта деятельностного содержания образования на основе проектирования, исследования, конструирования. 

2.   Разработка  методов участия субъектов образовательной деятельности, направленной на  позитивные изменения по внедрению деятельностного содержания образования. 

Результатом инновационной работы стало понимание задач и путей перехода к внедрению деятельностного содержания образования, формированию метапредметов. 

Итогом работы стало:

1.      Публикация  программ, методик, статей,  подготовка фильмов, сценирование уроков.

2.      Повышение педагогического мастерства учителей-инноваторов.

  1.  Проведение занятий и семинаров с педагогическим коллективом ГОУ ЦО 1424.

Апробация  проводилась в образовательных областях: информатика, литература, технология, экономической географии с точки зрения  возможности  начать  разработку уроков на основе  стандарта деятельностного содержания образования на основе проектирования, исследования, конструирования. 

Инновационная работа направлена на развитие методики «активного обучения»  ребёнка, создание условий для обновления содержания образования и  повышения качества образования в ЦО №1424. Целью работы инновационной площадки является включение учителей в творческий процесс разработки деятельностного содержания образования и переход от репродуктивной педагогики к интерактивным формам обучения. 

Одним из  ведущих деятельностных подходов в образовании является конструирование. Выдающиеся психологи обращают наше внимание на то, что умение конструировать  важно во всех видах деятельности:  от  традиционных инженерных  до управленческих. Поэтому одним из направлений экспериментальной деятельности учителей в рамках площадки  стала разработка деятельностного содержания образования на уроках технологии на основе конструирования.

         Тема второй  городской экспериментальной площадки 1 уровня: «Проектирование образовательной среды учреждения как основа становления детско-взрослой событийной общности», сроки работы ГЭП  2009-2012гг.

Целью работы является реализация антропологического подхода, связанного с развитием субъектности учащихся как главной цели образования, проектирование  образовательной среды событийной общности, на основе объединения нравственных, мировоззренческих позиций, духовного единства, взаимного принятия, понимания.  Научный руководитель  заместитель  директора МГДДТ г. Москвы к.п.н  Леонтович А.В.  Инновационная  работа площадки ведется по направлениям:

1.      Исследование  образовательной  среды учреждения. Изучение развития субъектных позиций участников образовательного процесса в начальной и младших классах средней школы, так как именно в этом возрасте  закладываются основы субъектной позиции учащегося.

2.   Разработка  методов участия субъектов образовательной деятельности, направленной на  позитивные изменения общности как объединения на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, учебных, мировоззренческих и т.п., развития общности как внутреннего духовного единства людей, характеризующееся взаимным принятием, взаимопониманием. 

3.      Актуальные цели и задачи инновационной  работы:

·         организация различных форм образовательной деятельности (развитие интерактивных форм с элементами деятельностного обучения, проектное и исследовательское   обучение  и др.);

·         создание условий для становления субъектной позиции учащихся как одного из условий повышения качества образования;

·          создание условий для становления субъектной позиции учителя с целью повышения профессиональной компетентности;

·         исследование эффективности применения исследовательской деятельности в образовательном процессе;

4.      Основные пути диагностики эффективности образовательной среды с целью определения результативности эксперимента:

·         формирование  основных ученических компетентностей, определенных советом Европы;

·         тренинги и диагностика  интеллектуальных способностей учащихся начальной и средней школы;

·         выработка оценки развития исследовательских компетентностей.

5.      Результатом инновационной  работы предполагается создание практико-ориентированного продукта (концепция, образовательная программа, методические разработки, исследовательская работа).

В полученных  результатах   можно  выделить следующие  направления работы:

1.     Создание методики  развития познавательных и творческих способностей   учащихся в  начальной школе.  

2.     Разработка методики для самодиагностики учащихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

3.     Применение методика Ивановой «Коррекция цветом и рисунком»  в начальной и средней школе.

4.     Разработка методики толерантного воспитания на основе интерактивного обучения, проведение мероприятий направленных на изучение традиций и нравственной культуры общества.

5.     Подготовка учащихся к участию в конкурсах: муниципальных,  окружных, городских.

6.     Подготовка к созданию молодежного многопрофильного конструкторского бюро на базе ЦО1424.

7.     Разработка методики обучению основам предпринимательства через интерактивное обучение.

Исследовательское обучение в начальной школе строится на идее о том, что исследовательское поведение или потребность в исследовательском поиске является биологически обусловленной. Детство является таким периодом в жизни человека, когда исследовательское поведение становится  ярко выраженным. По результатам этой работы отсняты фильмы: "Развитие исследовательских способностей"  фильм-1 "Учимся ставить задачи" и фильм  по результатам  открытого урока: "Этика и мораль в сказках Г.Х.Андерсена".

Разработка методики толерантного воспитания на основе интерактивного обучения строится как продолжение изучения традиций и нравственной культуры общества  в средней школе.  Эта работа ведется учителем истории Федосеевой А.А..  Интерактивные уроки по толерантному воспитанию в 5-6 классах вызывают огромный интерес  у учащихся. На этих уроках ребята смотрят фильмы, обсуждают и  выполняют творческие задания по теме урока, размышляют, пытаются увидеть проблему с разных точек зрения, знакомятся с культурой и обычаями разных стран, изучают нравственные традиции России. Учащиеся готовят театрализованные представления, смотрят фильмы, проводят викторины и конкурсы рисунка,  участвуют в проведении школьных праздников, знакомятся с традициями  празднования национальных праздников.

Разработку  методик  направленных на  формирование морально-нравственных ценностей и духовного единства на основе изучения  культурно-нравственных традиций общества продолжают в старшей школе учителями  истории Щербиной Л.А. и Абакумовой М.П., ведется  обобщение результатов научного исторического исследования как средства  патриотического воспитания подростков. Проводятся  научные конференции учащихся,  конкурсы ученических проектов и исследовательских работ,  организовано сотрудничество с музеями.

Эффективность экспериментальной работы отслеживается Красовой И.Е. и педагогом-психологом Сумароковой Т.Н. Работа  направлена на изучение влияния развития кретивности на успешность обучения детей в средней школе. Сумароковой Т.Н. проводятся  диагностические исследования эффективности применения существующих методик  для развития творческих способностей и исследовательской деятельности как инструмента развития мышления и субъектной позиции учащегося.

Проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательской деятельностью занимаются учащиеся Центра образования с 1 по 11 класс. Она представляет собой интеграцию основного и дополнительного образования в виде научно-исследовательских работ учащихся, с которыми они успешно выступают на различных олимпиадах и конкурсах. В этом году наибольшее количество проектов было подготовлено по различным направлениям основного и дополнительного образования к окружным конкурсам  «Горизонты открытия», «Юные таланты Московии», «МИР – молодежной инициативы». Работы  учащихся начальной, средней школы и старшей школы было отмечено грамотами победителей и призовыми местами:

 

 
назад

Модуль IX.

Управление реализацией образовательной программы.

 

Направление деятельности

Задачи

Организатор работ

Сроки

Ресурсы

Ожидаемый результат

1. Обеспечение качественного обучения школьников, соответствующее временным стандартам образования

Оптимально и эффективно использовать часы индивидуальных и групповых занятий.

Переход на образовательные стандарты нового поколения с 2011 года.

Совершенствование системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся.

Внедрение эффективных форм преподавания

Зам.дир.по организации УВР

 

 

 

 

 

Зам.дир.по ОЭР

В течение года

 

 

 

 

 

 

В течение года

Сокращение урочной нагрузки учителей, возможность учителей работать по часам доп.обр. Наработки учителей школы, обмен педагогическим опытом

Работа с одаренными детьми

Повышение качества обучения (работа без второгодников, увеличение количества хорошистов за счет сокращения резерва)

Увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад

2.  Создание оптимальных условий для развития личности каждого обучающегося, его мыслительных и творческих способностей как непосредственно в процессе обучения, так и в системе дополнительного образования

Оптимальный выбор  программ элективных курсов

Развитие вариативности образовательных программ, формирование ключевых компетентностей обучающихся

Заложить основу для работы старшей школы по индивидуальным учебным планам

Постоянный учет интересов школьников в развитии системы дополнительного образования

Заместители директора

Постоянно

Система повышения квалификации

Снижение учебной нагрузки учащихся

Ведение проектной и исследовательной деятельности каждым учителем-предметникам

 

 

 

 

 

 

3. Формирование у учащихся положительного отношения к учению как к главному условию личного роста

Выработка у учащихся устойчивого навыка самостоятельного получения знаний, желания постоянно повышать свой образовательный уровень

Коллектив школы

Постоянно

Развитие творческой, экспериментальной работы

Выработка положительного отношения к получению знаний

4. Реализация через систему современных педагогических технологий развивающего, индивидуализированного и здоровьесберегающего обучения

Создание оптимальных условий обучения и развития учащихся

 

Коллектив школы

В течение года

Курсы повышения квалификации, семинары, круглые столы

Повышение качества обучения учащихся, сохранение их здоровья

Ведение проектной и исследовательской деятельности каждым учителем-предметником

 

 

 

 

 

 

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Формирование у учащихся здорового образа жизни

Отслеживание и ликвидация возможных перегрузок в подготовке домашних заданий;

Введение 3 часа физической культуры;

Просветительская работа среди родителей и учащихся. Привлечение большего количества учащихся к занятиям спортивных секций.

Зам.дир.по УВР

 

 

 

 

 

Директор

 

 

 

Мед.служба, Кл.руковод.

Уч.физ.кул.

Раз в четверть

 

 

 

 

 

2011-2012 уч.год

 

 

Постоянно

Постоянно

 

Расширение штата учителей физкультуры

Снижение ежедневной учебной учебной нагрузки учащихся

 

Повышение двигательной активности учащихся

6. Вовлечение в работу большего количества высокопрофессиональных педагогов, имеющих возможность не только обеспечить успешный процесс обучения, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития, эксперимента

Повышение уровня преподавания и качества знаний учащихся

Развитие технологии деятельностного и компетентностно-ориентированного подхода в образовании

 

Администрация

Постоянно

Повышенные требования к вновь принимаемым учителям, повышение квалификации работающих

Получение второго высшего образования

Создание комфортных условий обучения, повышение качества обученности

7.Совершенствование принципов административного руководства школой, работающей в режиме развития

Отработка механизма взаимодействия всех звеньев администрации

Создание Управляющего Совета Центра 2011-2012 уч.г.

Обязательная рефлексия и коррекция по результатам административной деятельности

Администрация

Постоянно

Посещение семинаров, курсы повышения квалификации, самообразование, участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе

Повышение качества управленческой работы

наверх

 
     
Hosted by uCoz