Ленинградский проспект, дом 46
 Телефон: (495) 612 8533
 Факс: (495) 612 8533
 Электронная почта: centr1424@rambler.ru

 
Главная  |  Приемная комиссия  |  О школе  |  Учителя  |  Контактная информация  |   О проекте  
 

Отделения

образования

Технология  в современной школе  на основе проектирования и конструирования  программно-управляемых модульных конструкторов «Кулибин»







Контактная     

информация

Ленинградский проспект,
дом 46
Телефон: (495) 612 8533
Факс: (495) 612 8533
Электронная почта:
centr1424@rambler.ru

 

Вспоминая свои уроки технологии в школе, я могу сказать, что мне повезло. Мне довелось учиться в школе, где на уроках технологии использовались автоматизированные учебно-методические комплексы на базе конструктора Lego. Нас привлекали сложные объекты автоматизации в конструкторах (модели конвейеров, транспортных механизмов и т.д.). Конструктор  позволял  моделировать работу теплицы или управлять автомобилем, но в средней школе очень скоро конструктор перестали вызывать интерес, так как ассоциировался  с детскими играми,  а подросткам  хотелось  заниматься взрослыми видами деятельности, что-то мастерить своими руками, конструировать модели и реально действующие объекты. Моделирование стало более интересным занятием. LEGO же создавали только макеты-игрушки, вероятно именно это и стало причиной потери интереса к этим конструкторам в средней школе.  В старших классах средней и старшей школы уроки технологии проходили в Межшкольном учебном комбинате, который был оснащен немецким оборудованием – настольными мини станками,  управляемыми от компьютера.  Станки в основном работали в демонстрационном режиме, основное же время работы было отведено изучению программирования на компьютерах, т.е. опять у учащихся не было выхода на реальную практическую работу. Все проектные работы, выполняемые учащимися,  носили виртуальный характер. Проектная деятельность является одной из сложнейших областей учебной деятельности как для учителей, так и для учащихся, так как требует навыков проектирования, конструирования и моделирования.

Основная особенность проектирования как типа деятельности – это нацеленность на будущее. По определению «проект имеет целью внесение в жизненный мир объектов   или систем никогда ранее не существовавших». Для проекта  так же важен — критерий реализуемости, т.е. для проектирования идеальной средой является предмет технология.  В качестве основных точек развития проектирования можно выделить следующие: возникновение замысла  - проектирование средств его реализации – формирование организационной структуры  проекта –  оценка его реализуемости - взятие ответственности за проект или его части – реализация замысла –  его рефлексия – переосмысление замысла. Все эти этапы являются естественным и необходимым условием при проектировании объектов на уроках технологии.

Конструирование является важнейшим типом деятельности, предметом которой является материал. Исследование свойств материала и создание конструктов и конструкций деятельности лежит в основе любого проекта. Как показывает, Щедровицкий Г.П., «организация является, по сути дела, конструктивной работой, материалом которой становятся люди. Давайте посмотрим на конструирование. У нас должны быть какие-то конструктивные элементы, конструктор с набором элементов, и мы должны, с одной стороны, определенным образом собрать эти элементы и, с другой - установить между ними те или иные связи и отношения. Когда мы проделываем такую работу, то мы накладываем определенную организационную форму, оргформу, на эти элементы. Мы можем производить организацию за счет состыковки их друг с другом, а можем еще задавать специально связи, скреплять их тем или иным способом», т.е. даже с точки зрения психологии конструирование является важнейшим моментов в развитии дальнейших производственных отношений и социализации личности учащегося.

Развивая эту мысль, Громыко Ю.В. показывает, что «способность владеть конструкциями, осуществлять конструирование предполагает наличие несколько важных моментов. Возможность конструировать осмысляемое поле задачи. Для человека, у которого нет соответствующей подготовки, некоторая ситуация выступает в виде такого разлитого смыслового белого молока. Для него всё заканчивается как бы проблемой понимания и смысла. Он понимает ситуацию как такую многомерную, сложную. А человек, у которого есть, сформирован тип деятельности как конструирование, начинает определённого типа смысловые сгустки переводить в устойчивый набор конструктивов, из которых и может собираться затем определённая устойчивая конструкция».  

Выдающиеся психологи обращают наше внимание на то, что умение конструировать  важно во всех видах деятельности от  традиционных инженерных до управленческих. Вырабатывается  тип деятельности, который позволяет успешно работать с информационными объемами, находить оптимальные решения.

Задачей технологии на современном этапе в  условиях введения новых образовательных стандартов является разработка нового содержания  предмета технология построенного на проектировании и конструировании в материальных средах с тем, чтобы в дальнейшем для учащихся  этот опыт становился образовательным фундаментом  как в гуманитарных, так и в технических областях деятельности.

Решением этой задачи  может явиться использование на уроках технологии программно-управляемых модульных конструкторов «Кулибин», который позволит выработать практические навыки в конструировании  при  сборке различных вариантов конструкторов «Кулибин». Самостоятельно создавать в условиях школьной лаборатории действующие настольные станки и механизмы различных систем производственного, научного и учебного оборудования,  применять различные инструменты и физические эффекты под управлением компьютера для выполнения задач, которые вручную выполнять долго, трудно или вообще невозможно в силу особой точности изделий.

Различные модульные вариации конструкторов «Кулибин», могут быть интересны в дизайнерских разработках, исследовательской деятельности и что особенно важно в развитии сложных мыслительных действий.

Разработка  содержания информационно-технологического профиля на базе  программно-управляемых модульных конструкторов «Кулибин»,  позволит учащимся увидеть практическую значимость программирования как средства управления  современными механизмами.  Это позволит не только повысить качество подготовки учащихся, сформировать конструктивное мышление, но и  создать условия, которые позволят учащимся реально соприкоснуться с техническим перевооружением современных предприятий, которым  требуется все больше операторов, знакомых с системами числового программного управления современного обрабатывающего оборудования, сделать осознанный выбор будущей профессии.

Можно ли сегодня приобрести программно-управляемый модульный конструктор «Кулибин» и организовать на его основе учебный процесс на уроках технологии в школе?  К сожалению, модульный конструктор «Кулибин» не укомплектован разработчиками дополнительным инструментом, который необходим для практической работы.

Поэтому   конструктор «Кулибин» можно считать идеальной открытой задачей.

Открытая задача – задача, которая может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ.

Работая с конструктором «Кулибин», учитель сталкивается со всеми типами открытых задач:

·         Изобретательской  задачей, когда постоянно возникает вопрос: «Как быть?», когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, и уже грамотного применения традиционных знаний недостаточно.

·         Исследовательской задачей, когда  необходимо объяснить, выяснить причины... Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

·         Конструкторской задачей, когда приходиться  придумывать устройства под заданную функцию.

·         Задачи с достраиваемым условием,  допускающие  несколько истолкований. Учащийся анализирует и сам вводит необходимые данные и ограничения.

В 2009 году Центром образования были приобретены два станка «Кулибин»,  и  при сборке этих станков пришлось решать все перечисленные выше задачи. Получены первые результаты, удалось запустить пишущее перо,   началась работа по созданию учебного пособия в  рамках информационно-технологического профиля, которое поможет учащимся в условиях школьной лаборатории самостоятельно создавать действующие настольные станки и механизмы различных систем производственного, научного и учебного оборудования.

 Школьная лаборатория  информационно-технологического профиля поможет учащимся на практике осваивать современные технологии. Программно-управляемые станки требуют не только умения строить чертеж выполняемого изделия, но и программировать работу станка. Мы верим, что наши учащиеся   смогут решить все проблемы, возникающие в процессе  создания станков с помощью конструктора  «Кулибин».

 Работа на сконструированных модулях позволит перевести проектную деятельность в Центре образования №1424 из виртуальной  области в  практическую  область деятельности и выполнять реальные проекты с широкими возможностями для творческой деятельности учащихся.

 

Учитель технологии ГОУ ЦО №1424
Морозов А.В.
 

 

 
  © 2007 Государственное образовательное учреждение
Центр Образования № 1424
 
Сайт района Аэропорт города Москвы